?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
God cares
victor_sudakov
Кажется, христианство - это первая в истории религия, которая декларировала, что Богу есть дело до каждого человека, что Он активно желает спасения каждого? Даже ветхозаветный Бог оперировал скорее с народами, чем с индивидами.

Оригинал сообщения находится по адресу https://victor-sudakov.dreamwidth.org/424132.html. Пожалуйста оставляйте комментарии там. Всего сейчас comment count unavailable комментариев.

  • 1
Это общее место всех авраамических религий, и целой кучи не-авраамических.
И ты неправ насчет ветхого завета, Бог изначально оперировал индивидами - народы появились там позднее.

Можно пару примеров не-авраамических с посылом, что Бог любит каждого человека? Разумеется дохристианских, иначе неинтересно.

Насчет Ветхого завета можно поспорить. Новый Завет конечно опирается на Ветхий, но всё же основная работа в последнем ведется с избранным народом и противостоящими ему народами. Главное обетование библейским патриархам - "я произведу от вас избранный народ... а если этот народ отступится от Меня, произведу новый". Пророки посылаются к городам, для обличения целых народов. Города целиком (или вообще всё живое) стираются за грехи... Личности конечно упоминаются, как без них, но в Ветхом завете даже ни слова, никакого обетования нет о загробной жизни (меня это в своё время поразило, когда я это осознал) - т.е. ценность ветхого человека в том, что он послужил кирпичиком своего народа.

Богу есть дело до каждого человека и Бог любит каждого человека
все же разные вещи. У скандинавов абсолютно все попадают либо к Хель, либо к Одину - по делам их. У греков и соотвественно римлян - в принципе аналогично. Про анимические верования и говорить нечего.

Города целиком (или вообще всё живое) стираются за грехи.
Праведникам было предложено покинуть Содом. Кто не пошел - тот сам себе злобный буратино, как был в случае зятьев Лота.

Собственно Пятикнижие - есть компиляция совершенно разных источников, и ожидать там концептуальной целостности достаточно тяжело, раз уж даже с именем божьим там все неоднозначно.

Но начиналось то все, с Адама, дальше уже пошла статистика.

Богу есть дело до каждого человека и Бог любит каждого человека все же разные вещи. У скандинавов абсолютно все попадают либо к Хель, либо к Одину - по делам их. У греков и соотвественно римлян - в принципе аналогично.

И какому из греческих, римских или скандинавских богов есть дело, куда попадет данный конкретный человек? Кто из них хотя бы декларировал желание спасти всех? По-моему правильный ответ "никто" (разве что может быть египетский Осирис что-то такое обещал, и то я не уверен).

Собственно Пятикнижие - есть компиляция совершенно разных источников, и ожидать там концептуальной целостности достаточно тяжело, раз уж даже с именем божьим там все неоднозначно.

Это верно, но у них есть и общее, и это общее в том числе - пренебрежение к отдельному человеку.

Но начиналось то все, с Адама, дальше уже пошла статистика.

Вот именно что статистика. Нет (или почти нет) там проповеди и обетований, обращенных к индивидууму.



Edited at 2017-10-08 02:00 pm (UTC)

И какому из греческих, римских или скандинавских богов есть дело, куда попадет данный конкретный человек?
Ну Одина попадание конкретного человека в Вальхаллу очень даже радовало.

Кто из них хотя бы декларировал желание спасти всех?
Вообще-то это сугубо христианская проблема. Остальные религии не считают человека грешным просто по факту появления на свет, и соответственно необходимость в обязательном спасении отсутствует.

Ну Одина попадание конкретного человека в Вальхаллу очень даже радовало.
Его возможно радовало пополнение, но было ли ему дело до тех, кто туда НЕ попал? Да и справедливости ради, Один всё же бог пост-христианский.

Вообще-то это сугубо христианская проблема. Остальные религии не считают человека грешным просто по факту появления на свет, и соответственно необходимость в обязательном спасении отсутствует.

Я о том и говорю! Сугубо христианская! В описанной тобой языческой религиозной парадигме как раз получается, что бог сам по себе, а люди сами по себе, ну или заключают какие-то сделки "мы тебе жертву, а ты нам успех". А христианство внесло новизну в том смысле, что каждый человек грешен по факту появления на свет, но каждый человек может и рассчитывать на помощь Бога для спасения.

А христианство внесло новизну в том смысле, что каждый человек грешен по факту появления на свет, но каждый человек может и рассчитывать на помощь Бога для спасения.
Маркетинг "Ты грешен-проклят-сглазили, но есть чудесный метод спасения" - конечно работает, но выглядит как-то не очень.

Да я как бы не про моральную сторону написал пост, а про новизну подхода.

Дохристианские культы - не сказать чтоб сильно изучены. А было их много, так что о новизне подхода судить сложно.

Да и справедливости ради, Один всё же бог пост-христианский.
С чего б ему быть пост-христианским кстати? Да основные письменные источники - постхристианские, но сам то культ существовал сильно раньше.

  • 1